Сведения об авторе


Генрих Андреевич Багиян Багиян Генрих Андреевич, рождения 1938-го года в поселке Гетабек Северного Карабаха. Родина предков – Хачакап и Верхний Кархат армянской  исторической провинции Гардманк. Детские и юношеские годы прожил в Баку, а с 1956-го года судьба его связана с ленинградской землёй. Более 40 лет живёт и работает в Гатчине в Петербургском институте ядерной физики Российской Академии наук. Область научных интересов – физическая химия, является кандидатом химических наук. Литературный стаж автора исчисляется с 2002-го года. За это время им были написаны повести «Там за туманами…Кронштадт, Севастополь, Гардман» и «Гатчина. Горячая осень сорок первого», большая хроникальная повесть «Частная хроника ХХ века», а также воспоминания о коллегах-ученых, с кем ему довелось тесно сотрудничать на протяжении многих лет:  о профессоре С. Е. Бреслере – «Годы послушничества у патриарха науки» и В. Н. Фомичёве – «Друг, коллега, командор» и ряд очерков.



Авторская ремарка


В новые времена западными ветрами заносит к нам пустоватые европейские слоганы,  как-то, часто употребляемый «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным» или совсем уж мерзкий по фактуре «Мухи отдельно, котлеты отдельно». В действительности же в России наиболее актуально сегодня, как и столетия назад, звучат библейские «Разумейте отделять зёрна от плевел», «Не хлебом единым жив человек» с их чисто русскими аналогами «Зачем жив человек?» или «В чём смысл жизни?». Мучительно решая этот вопрос, в своё время русский былинный богатырь пролежал на печи тридцать лет. И только ответив на этот вопрос хотя бы на малом отрезке своей жизни, человек приобретает жизненную энергию, примиряющую свои ежедневные трудовые подвиги с нравственными высотами души. Долгая история народов создала в помощь человеку религию, церковь, центральную власть, музыку, литературу, другие искусства для очищения души от дневной скверны. С их помощью, спотыкаясь, люди шли по своей тропе жизни. Пришедшие во власть в начале ХХ века воинствующие атеисты-материалисты, надругались над опытом десятков поколений и  в прах затоптали национальные нравственные ориентиры, рассматривая человека как песчинку в классовой борьбе за счастливое будущее всего человечества. Метроном созвучия гармонии души и человеческих дел теперь не бил набатом во всех общественных структурах, а сузился до частного уровня родители – дети. К моменту обрушения коммунистического строя и развала СССР атеистическая вседозволенность, отсутствие национальных идей разобщили население во вновь образовавшихся государствах на антагонизирующие группы. В новую историческую эпоху только возврат к нравственным национальным ценностям оставляет надежду на выход населения бывшего СССР из политического и экономического тупика. Лицемерная демонстрация «братства» народов СССР в одночасье обернулась, в частности, лютой ненавистью к России в нынешнем восточном второсортном секторе Европы. В предлагаемых опусах нет конкретных рекомендаций, как выйти из упомянутого тупика, но предполагается общее направление выхода. Надеюсь, что частный опыт «отделения зёрен от плевел», накопленный в мрачные времена большевистского идеологического насилия, окажется полезным  согражданам в сложное время перехода к новой государственности. По мнению друзей, знакомых с фрагментами хроникальной повести и других произведений автора, затрагиваемые в них проблемы далеко не частные, и представляют интерес, как для армянского, так и для русского читателя.

С другой стороны, те же друзья и близкие нередко отмечали повышенную, избыточно экзальтированную эмоциональную восторженность автора в подаче портретов своих родственников, круга друзей, приятелей («Что ни герой – так просто эталон красоты, если не внешней, то внутренней!»), как, впрочем, и в описаниях окружающего природного естества и творений духа человеческого. Да, восторженность действительно проходит доминирующим фоном через все авторские опусы, но автор готов поспорить с читателями, утверждающими, что эта густая патока явно переливается через край. Для их переубеждения достаточно будет сослаться на их же трепетное отношение, по крайней мере, в раннем детстве,  к собственной матери, красивей которой не может быть никого на всём белом свете. Эту святую парочку – мать и дитя –  чуть поодаль всегда окружает сонм  милых добрых  родных лиц, среди которых и проходит уверенное становление теплого комочка в первые мгновения его земной жизни. За их головами во все стороны расходится охваченный осенним лесным клёновым пожаром Райский сад с обильным урожаем прозрачных сочных плодов. Совсем скоро по его тропинкам, держась за бабушкин подол, будет уверенно топать бутус в ожидании обязательной встречи со сказочными персонажами – Коньком-горбунком, сестрицей Алёнушкой и братцем Иванушкой, иль вот-вот к нему должны пожаловать из-за  южных морей и из-за серых скал братья Санасар и Багдасар, с которыми  уже можно будет потягаться в богатырской сноровке.

Мир чистого светлого детства уютно размещается в душе и сопровождает человека на протяжении всего его непростого земного пути. За границами Райского сада зелёные леса  и синие моря сменялись топкими болотами и желтыми зыбучими песками пустыни, в мареве которых на горизонтах вырастали города и веси с чудными теремами и царскими дврцами, праздничными луковицами православных храмов да суровыми пирамидальными куполами григорианских церквей, манящие в  далёкие путешествия к краям обетованным. На тропинке той наш отрок  не раз сбивался с дороги, то сползая в болотную трясину, а то и плутая по высоким песчаным барханам. По бокам  того ложного пути из придорожных кустов часто звучали сладкозвучные песнопения сирен и разливался густой дурман кальяна, да голова кружилась и раскалялась от винных болотных паров. Родные голоса из далёкого Райского сада и очищающая музыка с небес не раз возвращали отрока на путь своей правды, пока в возмужании нашему юноше не открылась простая и ясная истина: всё счастье состоит в гармонии внутридушевной красоты, приобретённой в Райском саду, с необозримой красотой остального мироздания, поражающей воображение человека до последнего его земного вздоха. Красота и гармония эти воплащались не только в обличиях живой и неживой природы, но и в творениях человеческого духа – в музыке, литературе, других искусствах, в науках. Только после открытия и вхождения в этот дивный мир гармонии человек может приниматься за возделывание собственного Райского сада. Должно быть, такую нравственную красоту и гармонию  имел в виду Ф. М. Достоевский, когда заявлял, что именно они призваны спасти мир.

Возделанный Сад наш из обильных и дивных растений на рассвете наполняется звонкими волшебными соловьиными побудками, заставляющими оживать остальное лесное пернатое братство. В невысоких, ещё прохладных, лучах солнца неспеша отправляется, пересекая протоптанную тропинку, к сочным зарослям подорожника серенькая улитка, оставляя за собой серебристый след. А вот и послышалось ленивое жужжание пчёл на нежном разноцветье нарядной лесной полянки. И уже совсем скоро Вам непременно повстречается в Саду Ваш близкий или дальний сородич, спешащий спозаранку по ему одному ведомому своему частному интересу. Так происходит сегодня и происходило всегда с тех пор, как первые потомки прародителей наших числом в несколько тысяч начали свой путь по Земле из превобытного родного уголка своего где-то в горном ущелье в перекрестии Эфиопии, Кении и Танзании, или в десятках, сотнях, тысячах подобных мест на старушке Земле. А что, если род людской пошёл быть есть от одной пары, и тогда все люди – братья не по пустому скучному призыву вождей, а по истинному первородству.

Современный уровень генетических исследований позволяет ставить задачу воссоздания генеалогического древа человечества и расселения его по континентам и странам. Подобного рода сведения лучше, чем уговоры вождей, лидеров, политиков, ООН должны убедить арабов, евреев, белых, чернокожих, тюрок и индусов, русских и немцев, что все они есть одна большая семья, в которой не может быть места братоубийсву. Не есть ли это тот самый библейский нравственный путь от любви к ближнему до любви к дальнему. Начало таким популяционным генетическим исследованиям уже положено. В них по анализу количества мутаций консервативного участка митохондриальной ДНК человека европейская популяция подразделяется на семь групп, восходящих к условным прародителям нашим Адаму и Еве. Исходное племя Адамово рассеялось и расплодилось, покрыв всю Земную твердь, не пренебрегая большими островами и малыми островками. Где бы они не появлялись, происходило гармоничное вписывание их в природную среду. Спустя века и тысячелетия, народы на своих новых местах обитания в своих легендах и сказаниях стали помещать Эдем на своей новой родине, и сегодня нет такого народа, который не претендовал бы на помещение Эдема именно на их новых родных просторах: помимо библейского Рая на Армянском нагорье и Эфиопском плато на Райские кущи претендуют персидские ущелья Загроса, многоводные предгорья Индии, ущелья Пятиречья Средней Азии, древняя Греция, совсем уж невеликие Абхазия и Осетия, и, наконец, холодная сегодня и обширная Гиперборея. Так в веках и тысячелетиях постепенно затерялась прародина наша, единокровные прежде люди ощетинились во враждующие друг с другом народы, нередко сшибавшиеся в кровопролитных войнах, порабощая экономически своих прежних собратьев в процессах, вчера именовавшихся откровенным фашизмом, а сегодня процветающих под прикрытием нейтрального термина «глобализация».

Вопреки мнению пессимистов и прагматиков хочется верить, что погружение в генетическую первородную историю человечества вернёт людям во взаимоотношениях между народами физическое ощущение принадлежности к одной большой семье, в которой всегда помогут слабому, позаботятся о пожилых и с уважением будут относиться к старшим.

Кровь людская пролилась в первом же помёте Адама и Евы: рожденный в грехе злобный и угрюмый пахарь Каин убил своего блаженно кроткого брата пастуха Авеля из зависти за то, что принесённую Авелеву жертву Бог принял с гораздо большей благосклонностью. Каин, проклятый Богом за убийство брата, отправился от людского общества со своей семьёй далеко на Восток, где его многочисленные потомки, равные по характеру Каину,  составили особую, нечестивую ветвь человечества, навлёкшую на весь род людской страшную кару – Всемирный потоп. Сегодня ещё не поздно человечеству обратиться ещё раз к чистым истокам своего первородства, используя достижения молекулярной генетики, и воспеть, наконец, гимн Одной Большой Семье, иначе в злобном противостоянии людей неминуемо пришествие большой всеохватной беды – Армаггедона в виде Второго Всемирного потопа или иного не менее страшного светопреставления.

к оглавлению
Hosted by uCoz